Счетная палата проверила, как государственные информационные системы (ГИС) влияют на достижение стратегических целей в области экологической безопасности и охраны окружающей среды.

О  возможных путях решения назревших фундаментальных проблем российской экологической политики размышляет Генеральный директор ООО «ПЦВ», лидер консорциума «Феникс», эксперт Комитета по энергетике Государственной Думы РФ, член Научно-технического совета Росприроднадзора Андрей КАЛАЧЁВ.

Мы просто должны признать

её ветреный непостоянный характер,

попытаться предугадать

её капризы

и приспособиться к ним

Спорить больше не о чем

«Нет убедительных научных доказательств того, что выброс человеком углекислого газа, метана или других парниковых газов вызывает или будет в обозримом будущем вызывать катастрофическое нагревание атмосферы Земли и нарушение климата Земли». Таков был текст петиции, которую подписали более 31 тысячи ученых США. Специальный проект Petition Project собрал эти подписи в конце 90-х уже прошлого века.

Авторы петиции настоятельно призывали правительство Соединенных Штатов отвергнуть соглашение о глобальном потеплении, которое было подписано в Киото в декабре 1997 года, и любые другие подобные предложения. По их мнению, предлагаемые ограничения на выбросы парниковых газов нанесут ущерб окружающей среде, будут препятствовать развитию науки и техники, а также, что сегодня звучит удивительно, нанесут ущерб здоровью и благосостоянию человечества.

Споры о потеплении климата еще 20 лет назад были в самом разгаре. Хотя, справедливости ради надо сказать, что сама теория антропогенного изменения глобального климата имеет почти двухвековую историю.

Изобретатели-одиночки XIX века, сами того не подозревая, уже обладали экологическим мышлением. Сегодня оно необходимо автопроизводителям в глобальном масштабе.

Обогнавшие науку

Первый в мире серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания построил в 1895 году немецкий изобретатель Карл Бенц. И тем самым на столетие вперед определил развитие мирового автотранспорта.

Но первый электромобиль был создан еще раньше: в 1828 году изобретатель Аньос Джедлик из Венгрии представил небольшую тележку с электродвигателем, совсем не похожую на автомобиль.

Вслед за тем электроэкипажи реального размера построили в сороковых годах позапрошлого века шотландец Роберт Андерсон и голландские изобретатели Стратин Гронинген и Кристофер Беккер.

Однако в то далекое время абсолютно никто не связывал с экологией развитие машин, передвигающихся с помощью электрического тока. Ибо никакой «экологии» тогда еще просто не существовало. Немецкий ученый Эрнст Геккель придумал и ввел это понятие в научный оборот только в 1866 году.

Одно время энтузиазм производителей и покупательский спрос были так высоки, что на американском рынке в начале XX века более половины выпущенных автомашин оснащались электродвигателями.

Впрочем, как известно, двигатель внутреннего сгорания (ДВС) очень быстро одержал сокрушительную победу. Но уже в конце минувшего века крупнейшие автопроизводители ускорили разработки в сфере экологически чистого автотранспорта. Лидирующую позицию с 1997 года заняла компания Toyota со своей популярной моделью Prius.

Но подлинный переворот на рынке произвело появление электромобиля американской компании Tesla. На Франкфуртском автосалоне в 2009 году был показан всего лишь его прототип, а весной 2020 года с конвейера калифорнийского завода Gigafactory уже сошел миллионный электромобиль Tesla. Так американский автопроизводитель стал первым, кому удалось преодолеть отметку в 1 000.000 машин с нулевым уровнем выбросов.

На Всемирном экономическом форуме в Давосе 3000 участников со всего мира выразили готовность помочь правительствам и международным учреждениям отслеживать прогресс в достижении Целей в области устойчивого развития.

Впервые  Форум собирался в 1971 году для того, чтобы поддержать идею, выдвинутую профессором Клаусом Швабом, о том, что бизнес должен служить всем заинтересованным сторонам - клиентам, сотрудникам, сообществам, акционерам. Это было подтверждено в 1973 году в «Давосском манифесте», документе, который с тех пор формирует работу Форума и определяет его главную повестку.

На старте года этой повесткой стали решительные действия в области климата.

Как заявил на Форуме его основатель и исполнительный председатель Клаус Шваб, «люди восстают против экономических «элит», которые, по их мнению, предали нас. И наши усилия по ограничению глобального потепления до 1,5 градусов Цельсия опасно проваливаются».

Профессор Шваб подчеркнул, что сегодня мир находится на критическом перепутье и задача Давоса - переосмыслить цели и системы показателей для компаний и правительств.

Коронавирус атаковал нас стремительно и без объявления войны. Человечество несет потери и предпринимает экстренные и экстраординарные меры, чтобы противостоять новой угрозе. Насколько велика эта угроза? Как влияет она на нас и планету в целом? Что нас ждет «после»?

7.000.000 погибают ежегодно

Коронавирус поражает легкие человека, экономику планеты и вызывает стресс у миллионов людей, вынужденных менять образ жизни, беспокоиться о своей работе и здоровье близких.